Истории успеха моих учеников Истории успеха моих учеников
Intel новаторство в образовании Цифровая школьная четверть Цифровая школьная четверть

Работы конкурса
"Истории успеха моих учеников"


Intel Обучение для будущего www.intel.ru/education

 

"Полуостров сокровищ": реализация поисково-исследовательского метода

Тимохина Евгения,
школа № 31, г. Мурманск

"Наконец-то, дети научились использовать ПК с пользой
и интересом, а то все "стрелялки" да "бродилки"
(мама участницы проекта, ученицы Карины).

С учениками начальных классов в школе работаю почти 40 лет. Много было разных нововведений, методов, программ… Но только те из них были успешны, которые находили отклик в душах детей. ''Интерес'' - вот главная мотивация в учебе! Значит, основная моя цель - предлагать учебный материал так, чтобы его ''захотелось изучать''. Не зря народная мудрость гласит: "Можно силой привести коня на водопой, но заставить пить невозможно"…

В январе 2005 года совершенно случайно попадаю на курсы в МОИПКРО по программе Intel® "Обучение для будущего". Да, это то, что просто необходимо современному учителю в работе с детьми!

Из разговора с учениками:

"А чему Вы там учитесь: только печатать на компьютере или в компьютерные игры играть? А на каком Вы "уровне"?"

Спасибо, ребята, за подсказку. Вот с чего я начну! Поисково-исследовательский метод в обучении можно использовать и без применения ИКТ. Но представление результатов работы с помощью ИКТ вызывает высочайший интерес! А организовать работу над проектом даже начинающему педагогу легко, ведь все расписано буквально по шагам. С этого и начнем.

Учебный предмет - "Окружающий мир", класс - 4, тема по программе - "Полезные ископаемые. Горные породы и минералы", в рамках региональной программы - "Полезные ископаемые Мурманской области", основополагающий вопрос - Почему Кольский полуостров называют Полуостровом сокровищ?

Успешное начало: "мозговой штурм", дети разделились на 4 группы, коллективно и в группах обсудили вопросы, на которые надо и хотим найти ответы, возможные источники информации… Ребята работают с восторгом! На время работы над проектом в классе создали "Нашу лабораторию", "Уголок краеведа".

Любую свободную минутку используют, чтобы показать найденные по теме книги, журналы (как же мы привыкли учиться по учебникам!), CD-энциклопедии; изучают свойства горных пород и минералов из школьной коллекции, проводят опыты (в рамках учебной программы). Сходили в Краеведческий музей, познакомились с экспозицией "Мир камня". В свободное время после уроков обследовали все окрестности. А мне остается только наблюдать да "подливать масла в огонь": "А нет ли у вас дома каких-нибудь металлов?", "А ваша семья использует нефть?", "Есть ли у вас дома поделочные камни?"

Неожиданно в наши исследования включаются ''родители учеников'', дети из ''других классов'': Таня приносит "живую нефть" (папа работает в нефтедобывающей промышленности), мама Рустама "под руководством сына" ищет в Интернете иллюстративный материал, мама Катерины помогает высчитать возможные потери нефти при транспортировке (работала на товарной железнодорожной станции). Работа буквально кипит…

На втором этапе гораздо сложнее: надо отобрать из огромного количества полученной информации необходимое и достаточное, обосновать свой выбор, только тогда можно приступить к оформлению презентаций, публикаций на компьютере. А это так интересно! Но критерии оценивания "жесткие", сами их создавали.

Наконец, все готово. Предлагаю: "Хотите оформить презентации в виде сказки? Или "почти сказки"? Учебной, конечно". - "Ура, давайте сказку! А Вы нам поможете?" Конечно, помогу. Ведь курсы нам дали и хорошие пользовательские навыки работы на ПК. Мы живем в цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель! Пришло время защиты проекта, а мы вдруг оробели: "Кому показать? А вдруг не понравится?". Первыми пригласили родителей, ''защита проекта'' состоялась ''на классном родительском собрании''.

Родители смотрели и слушали на одном дыхании:

"Наконец-то, дети научились использовать ПК с пользой и интересом, а то все "стрелялки" да "бродилки" (мама Карины).

"Надо срочно покупать компьютер внучке. Пользу приносит. А уж радости-то сколько!" (бабушка Анжелы)

"Я раньше на программу Power Point внимания не обращал. У сына "подсмотрел", составил презентацию по услугам нашей фирмы, вчера показал потенциальным клиентам…(радостно-удивленно), столько заказов получили!" (папа-бизнесмен).

Отлично! Наша самооценка повысилась. Мы поверили в себя. Провели открытый урок в форме учебной научно-практической конференции ''для учителей школы''. Показали свой проект ''на городской выставке'' "Инновации в образовании", приняли ''участие в областном конкурсе'' выпускников программы Intel® "Обучение для будущего" в МОИПКРО, стали призерами.

В сентябре 2005 г. мои ученики пошли в 5-й класс. Неожиданно - телефонный звонок домой (я работаю в другой школе): "Здравствуйте, это Надя. У меня идея! Можно мы с Элей продолжим работу над проектом. Мы ведь еще не рассказали про камни-обереги, а это так интересно. И второклассники хотят, и их учительница тоже… Жаль, в 5-ом классе проектов нет".

Я рада, "мои маленькие тьюторы", что успела познакомить вас с программой "Обучение для будущего"! Успехов вам!